Расширение фольклорного поля, новые методологические принципы, касающиеся самого понятия «фольклор», достижения современной отечественной и мировой науки о детстве (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Жан Пиаже, Э. Эриксон и др.) внесло свои коррективы в представление об объеме, содержании и границах категории «детский фольклор».
Сегодня детский фольклор – обширная, специфическая, многосоставная область народного творчества, включающая в себя классический детский фольклор и школьный фольклор в его устных и письменных формах, в том числе и речевые образования, вошедшие в детскую традицию.
Таким образом, развитие народного фольклора детей дошкольного возраста формируется за счет образного видения ребенка – умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет объекта и в то же время способности сохранять целостное впечатление, например, от книжной иллюстрации.
Зачем знакомить детей с фольклором?
Народному фольклору принадлежит особая роль в эстетическом воспитании детей. Характерная особенность фольклора – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на осознание и чувства человека, воспитывают в нем определенные отношения к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Посредством народного фольклора воспитывается умение видеть яркое, осознавать и воспринимать в художественных образах.
Народный фольклор, богат по своему идейному содержанию. И совершенный по художественной форме, формирует художественный вкус, способность понять, различать, оценить прекрасное, яркое.
В каждом герое народного фольклора мы найдем глубокое содержание, воздействующее на нас, благодаря выражению его в художественных образах.
Знакомьте детей с фольклором во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки, стихи), так как именно он вмещает в себя все ценности русского языка.
В усном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, вы, тем самым, приобщаете их к общим человеческим нравственным ценностям.
В русском фольклоре сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, песенки будут звучать как ласковый говорок, нежность, вера в благополучное будущее.
В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Именно в семье возможно эффективнее всего приобщать ребёнка к народным праздникам, обрядам, обычаям через знакомство с русскими народными танцами и играми. Через движение ребёнок будет лучше и глубже познавать русскую народную культуру.
Как знакомить детей с фольклором?
Посещайте с детьми музей краеведения, где он подчеркнёт необходимые знания о предметах народных промыслов: расписных досках и деревянной посуде, народных вышивках, обуви, старинной утвари, орудиях. Можно рассказать детям о них, рассмотреть вместе с ними, выделить характерные особенности каждой, постоянно напоминая, как они называются.
Во время чтения книг обращайте внимание детей на иллюстрации к ним, не упускайте возможности ещё раз приобщать их к миру прекрасного.
Если обратить внимание на возраст детей, то здесь есть некоторые важные моменты.
Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение («Сорока-белобока», «Гуси-лебеди», «Каравай», , и т.д.). Знакомят детей и с первыми сказками, такими, как «Курочка-Ряба», «Репка», «Колобок» и т.д.
Детей до 4-5 лет продолжаем знакомить детей с произведениями русского народного творчества, и прежде всего со сказками. Это могут быть русские народные: «Жихарка», «Лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди» и т. п. Знакомя детей с народным творчеством, объясняют, почему сказка называется народной.
В 5-6 лет целесообразно организовать знакомство и в вечернее время. Например, на прогулке в лесу или на лужайке рассказываем детям сказку, загадываем загадки, вместе с детьми поем народные песни. Очень интересно проходят свободные драматизации народных песен. Ребята впервые знакомятся с пословицами и поговорками. Важно им рассказать, что народ создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие; объяснять, когда уместно использовать поговорку и пословицу.
Для детей 6-7 лет особое место отводится знакомству с поговорками и пословицами. Но уже не только объясняем их содержание, скрытый смысл, возможные варианты использования, но и учим правильно и к месту использовать ту или иную поговорку. Детей продолжают знакомить с народной песней, с более серьезными, глубокими по содержанию произведениями национального эпоса (легендами, былинами, сказами) не только русского народа, но и народов других национальностей. Особую роль играет беседа, предваряющая чтение или рассказывание, - она подводит детей к пониманию идейного смысла .
Не забывайте, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его эстетических и нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.