Поиск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Страна Чудес»

347760, Ростовская область, Целинский район, поселок Целина, улица Центральная, 18.

Телефон

(886371)9-11-76

Эл. почта stranachudes5@mail.ru

МБДОУ д/с №5 "Страна Чудес"

Адрес: 347760, Ростовская область, Целинский район, поселок Целина, улица Центральная, 18.
Телефон: (886371)9-11-76
Эл. почта: stranachudes5@mail.ru

Зачем и как знакомить детей с фольклором и декоративно-прикладным искусством

Фольклор

Расширение фольклорного поля, новые методологические принципы, касающиеся самого понятия «фольклор», достижения современной отечественной и мировой науки о детстве (Л.С. Выготский,  Д.Б. Эльконин, Жан Пиаже, Э. Эриксон и др.) внесло свои коррективы в представление об объеме, содержании и границах категории «детский фольклор».

Сегодня детский фольклор – обширная, специфическая, многосоставная область народного творчества, включающая в себя классический детский фольклор и школьный фольклор в его устных и письменных формах, в том числе и речевые образования, вошедшие в детскую традицию. 

Таким образом, развитие народного фольклора  детей  дошкольного возраста формируется за счет образного видения ребенка – умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет объекта и в то же время способности сохранять целостное впечатление, например, от книжной иллюстрации.

Зачем знакомить детей с фольклором?

Народному фольклору принадлежит особая роль в эстетическом воспитании детей. Характерная особенность фольклора – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на осознание и чувства человека, воспитывают в нем определенные отношения к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Посредством народного фольклора воспитывается умение видеть яркое, осознавать и воспринимать в художественных образах.

Народный фольклор, богат по своему идейному содержанию. И совершенный по художественной форме, формирует художественный вкус, способность понять, различать, оценить прекрасное, яркое.

В каждом герое народного фольклора мы найдем глубокое содержание, воздействующее на нас, благодаря выражению его в художественных образах.

Знакомьте детей с фольклором во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки, стихи), так как именно он вмещает в себя все ценности русского языка.

В усном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. 

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, вы, тем самым, приобщаете их к общим человеческим нравственным ценностям.

В русском фольклоре  сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, песенки будут звучать как ласковый говорок, нежность, вера в благополучное будущее.

В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Именно в семье возможно эффективнее всего приобщать ребёнка к народным праздникам, обрядам, обычаям через знакомство с русскими народными танцами и играми. Через движение ребёнок будет лучше и глубже познавать русскую народную культуру.

Как знакомить детей с фольклором?

Посещайте с детьми музей краеведения, где он подчеркнёт необходимые знания о предметах народных промыслов: расписных досках и деревянной посуде, народных вышивках, обуви, старинной утвари, орудиях. Можно рассказать детям о них, рассмотреть вместе с ними, выделить характерные особенности каждой, постоянно напоминая, как они называются.

Во время чтения книг обращайте внимание детей на иллюстрации к ним, не упускайте возможности ещё раз приобщать их к миру прекрасного. 

Если обратить внимание на возраст детей, то здесь есть некоторые важные моменты.

Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение («Сорока-белобока», «Гуси-лебеди», «Каравай», , и т.д.). Знакомят детей и с первыми сказками, такими, как «Курочка-Ряба», «Репка», «Колобок» и т.д.

Детей до 4-5 лет  продолжаем знакомить детей с произведениями русского народного творчества, и прежде всего со сказками. Это могут быть русские народные: «Жихарка», «Лисичка со скалочкой»,  «Гуси-лебеди» и т. п.  Знакомя детей с народным творчеством,  объясняют, почему сказка называется народной.

В 5-6 лет  целесообразно организовать знакомство и в вечернее время. Например, на прогулке в лесу или на лужайке рассказываем детям сказку, загадываем загадки, вместе с детьми поем народные песни. Очень интересно проходят свободные драматизации народных песен. Ребята впервые знакомятся с пословицами и поговорками. Важно им рассказать, что народ создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие; объяснять, когда уместно использовать поговорку и пословицу. 

Для детей 6-7 лет особое место отводится знакомству с поговорками и пословицами. Но уже не только объясняем их содержание, скрытый смысл, возможные варианты использования, но и учим правильно и к месту использовать ту или иную поговорку. Детей продолжают знакомить с народной песней, с более серьезными, глубокими по содержанию произведениями национального эпоса (легендами, былинами, сказами) не только русского народа, но и народов других национальностей. Особую роль играет беседа, предваряющая чтение или рассказывание, - она подводит детей к пониманию идейного смысла .

Не забывайте, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его эстетических и нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство предоставляет уникальную возможность развития творческих способностей у детей, расширяет их воображение и способствует формированию эстетического вкуса. Процесс обучения и ознакомления детей с этим видом искусства должен быть увлекательным и вдохновляющим.

Как знакомить ребёнка с произведениями декоративно-прикладного искусства? Несколько важных ключевых аспекта:  

Разнообразные материалы и техники

  • Обучение детей различным материалам и техникам является фундаментом для декоративно-прикладного искусства. Это может включать в себя работу с глиной, бумагой, тканью, деревом, металлом и другими материалами. Дети узнают, как использовать разные инструменты и техники для создания произведений искусства.
  • В зависимости от возраста детей, можно ввести их в мир различных искусственных стилей и техник. Это может включать в себя знакомство с орнаментикой, мозаикой, каллиграфией, гобеленом и другими видами декоративно-прикладного искусства.

Творческие задания и проекты

  • Разнообразные творческие задания стимулируют воображение детей и позволяют им применять полученные навыки. Это могут быть задания на создание украшений, поделок, картин, аппликаций и других объектов. Важно поощрять самовыражение и уникальные подходы к выполнению заданий.
  • Представление проектов, вдохновленных искусством разных культур, позволяет детям узнавать и оценивать многообразие традиций и творческих подходов. Это также способствует их культурному образованию и развивает уважение к разным культурным выражениям.

Посещение музеев и мастер-классов, организация выставок

  • Экскурсии в художественные музеи и участие в мастер-классах от профессиональных художников могут предоставить детям вдохновение и знания о различных стилях искусства. Возможность видеть произведения искусства в реальной жизни может стать источником вдохновения.
  • Выставки произведений детей позволяют им делиться своими творческими достижениями с другими. Это стимулирует чувство гордости за свои работы и развивает навыки публичного выступления.

Поддержка индивидуального творчества

  • Важно создать атмосферу, где дети чувствуют, что их творчество ценится и поддерживается. Это помогает развивать у них уверенность в своих способностях и формировать положительное отношение к творчеству.

Знакомство детей с народным искусством через декоративно-прикладное творчество важно по следующим причинам:

  • Приобщение к родной культуре:  Дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы.
  • Воспитание патриотизма: Это позволяет детям почувствовать себя частью народа и ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
  • Развитие творческих способностей: Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в них нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность.
  • Развитие мелкой моторики: Овладение необходимыми для декоративного рисования техническими приёмами способствует развитию двигательных ощущений, а ритмичность в расположении элементов декоративного узора помогает развивать чувство ритма.
  • Развитие речи: Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки. 
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.